Горняк и металлург XVI века Агрикола перечислял науки,
знание которых необходимо для занятия горным делом и получения металлов. Среди
них философия ("дабы он мог знать происхождение и природу подземного
мира"), медицина, астрономия, наука чисел и измерений, архитектура,
рисование и вопросы права.
Вот, чем определялся круг профессиональных знаний
металлурга 400 лет назад.
Какие же
знания необходимы металлургу в наше время? Особое внимание обращается на
подготовку специалистов, обладающих не только общенаучными и
производственными (практическими) знаниями, но и умеющих оценивать важность
новых изобретений, открытий, организовать и осуществить их реализацию.
Существуют
различные формы подготовки специалистов, например профессионально-техническое
училище, техникум, институт. По уровню подготовки техническое училище приближается
к техникуму, после окончания которого можно продолжать образование и повышать
квалификацию.
Система
современного металлургического образования в СССР основана на органическом соединении
теоретического обучения с практической подготовкой будущих специалистов.
Теоретический
фундамент образования в высших учебных заведениях составляют физико-математические
и химические науки, механика, металловедение, теория металлургических
процессов, электроника, экономика и другие.
На старших курсах изучают специальные дисциплины, определяющие
специализацию в области металлургии. В соответствии с требованиями НТР в вузах
изучают научную организацию труда, автоматизированные системы управления и
электронно-вычислительные машины, их практическое применение в металлургии,
роботизацию, управление качеством продукции, малоотходные и безотходные технологии,
рациональное использованиетопливаиматериалов.
Ежегодно
десятки тысяч молодых специалистов — выпускников вузов и техникумов —
примеряют спецовку металлургов. Будущие металлурги обучаются профессиям
горновых доменных печей, подручных сталеваров, вальцовщиков, плавильщиков и в
профессионально-технических училищах.
В области
металлургии встречается еще немало трудных проблем, в изучении и решении которых
участвуют ученые-исследователи, инженеры-изобретатели, рабочие-новаторы.