Одна
старинная легенда рассказывает о таком случае. Царь Соломон ло окончании
строительства иерусалимского храма (X век до н.э.) задумал прославить лучших
строителей и пригласил их во дворец. Даже свой царский трон уступил на время
пира лучшему из лучших — тому, кто особенно много сделал для сооружения храма.
Когда
приглашенные явились во дворец, один из них быстро взошел по ступеням золотого
трона и сел на него. Его поступок вызвал изумление присутствующих.
— Кто ты и по
какому праву занял это место? — грозно спросил разгневанный царь.
Незнакомец обернулся
к каменщику и спросил его:
— Кто сделал
твои инструменты?
— Кузнец, —
ответил тот. Сидящий обратился к плотнику,
столяру:
— Кто вам
сделал инструменты?
— Кузнец, —
отвечали те.
И все, к кому
обращался незнакомец, отвечали:
— Да,кузнец выковал наши инструменты, которыми был
построен храм.
Тогда
незнакомец сказал царю:
— Я кузнец.
Царь, видишь, никто из них не мог бы выполнить свою работу без сделанных мною
железных инструментов. Мне по праву принадлежит это место.
Убежденный
доводами кузнеца, царь обратился к присутствующим:
— Да, кузнец
прав, он заслуживает наибольшего почета среди строителей храма.
Но так было
не только в легенде.
В старину
кузнец, он же металлург, при сыродутном процессе получал железо и превращал
его в изделие. Людей поражало, что кузнец делал ценные вещи из куска какого-то
бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца "вещим человеком",
чуть ли не чародеем. Нередко эта профессия была очень почетной.
"С
кузнецом не положено на "ты" говорить, — уважительно отмечает
финская поговорка. "Тысяча ударов портного — один удар кузнеца", —
почтительно говорили узбеки.
Самыми
уважаемыми людьми были кузнецы у различных первобытных племен Африки. Немецкий
этнограф Ю.Липс сообщает, что даже царям африканских государств южнее Сахары
часто было совершенно необходимо знать кузнечное дело. В средние века в одном
из больших государств на территории Конго всякий феодал, который хотел стать
царем, должен был доказать что он хороший кузнец.